ЭЗ -по предложению нацэк о модернизации предприятия кодек ЕЭК Атамекен

Национальная палата  предпринимателей  

Республики Казахстан 

«Атамекен»  

 

Ответ на СЗ-18/05145 

от 07.06.2018 г.  

 

В ОЮЛ «КазХимПром» (далее-Союз) поступила служебная записка  касательно проводимой работы Министерством национальной экономики РК по расширению сферы регулирования Предпринимательского кодекса РК, а также консолидации в Предпринимательском кодексе законодательных актов, затрагивающих интересы субъектов бизнеса, в связи с чем предлагается направить предложения по вышеуказанному вопросу.  

Данное письмо было направлено на рассмотрение членам Союза.  

По итогам рассмотрения сообщаем следующее.  

Союз в целом поддерживает позицию о расширении сферы регулирования Предпринимательского кодекса РК и консолидации в нем законодательных актов, затрагивающих интересы субъектов бизнеса,  разделяя мнение Министерства национальной экономики РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».  

Вместе с тем, имеются следующие предложения.  

Первое. Как известно Глава 2 Кодекса посвящена субъектам предпринимательства. В ней определены категории субъектов предпринимательства, статус индивидуального предпринимателя, правовое положение  крестьянского или фермерского хозяйств, вопросы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. 

В то же время из данный главы выпали положения о «коммерческих юридических лицах», к которым относятся акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственный кооператив и государственные предприятия. 

Вместе с тем, в ряде современных Коммерческих, Торговых кодексах положения о коммерческих юридических лицах являются стержневой составляющей.  

Судите сами. Вторая книга Германского торгового уложения (ГТУ), содержит предписания о торговых товариществах и их видах: полном товариществе, коммандитном товариществе, негласном товариществе. Здесь установлен порядок создания товариществ, правоотношения участников между собой, прекращение товарищества и выбытие участников, ликвидация товарищества. 

В книге второй современного Коммерческого кодекса Франции принятого 18 сентября 2000 года содержаться специальные главы о полных товариществах, о простых коммандитных товариществах, об акционерных обществах. 

Если же брать просторы бывшего Союза ССР то и здесь имеются положительные примеры. В частности, разделы 10 -12 Коммерческого закона Латвии содержат нормы о полном товариществе, коммандитном товариществе и обществах на капитале. 

Как видим из приведенных примеров актуальность дополнения Предпринимательского кодекса РК положениями о коммерческих юридических лицах не должна вызывать каких-либо сомнений.  

Да и как можно говорить о Предпринимательском кодексе РК как основном кодифицированном акте регулирующем деятельность субъектов предпринимательства, если в нем не регламентированы организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности. 

Второе. Глава 7 Кодекса «Государственное регулирование предпринимательства» закрепляет полномочия Правительства и государственных органов в сфере предпринимательства. 

Вместе с тем, анализ Коммерческого кодекса Франции, Германского торгового уложения, Хозяйственного кодекса Украины, Коммерческого закона Латвии, да и нашего Гражданского кодекса, показывает, что перечисление полномочий и функций государственных органов при подготовке подобного рода документов не требуется. Поскольку кодекс это прежде всего кодифицированный обобщающий акт. 

Здесь пожалуй имеется только один пример. Это часто критикуемый бизнес-сообществом Казахстана «Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения».  

Поэтому вопрос о сохранении в проекте Предпринимательского кодекса специальной главы посвященной компетенции государственных органов носит дискуссионный характер. 

Третье. Глава 10 Предпринимательского кодекса регламентирует вопросы технического регулирования.  

Между тем, мы полагаем, что положения данной главы не относятся к предмету правового регулирования Предпринимательского кодекса, так как правоотношения в указанной сфере регулируются Законом «О техническом регулировании». В пользу такого подхода свидетельствует и зарубежный опыт: ни один из коммерческих (торговых) кодексов (Франции, Германии и США и др. стран )не регулирует вопросы технического регулирования. 

Так же мы предлагаем исключить из кодекса Главу 23 «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности», поскольку вопросы регламентируемые данной главой кодекса уже урегулированы в Законе «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». Зарубежная законодательная практика также исходит из нецелесообразности включения подобных норм в коммерческие кодексы. 

И последнее. Пожалуй самым большим недостатком Предпринимательского кодекса РК является включение в его структуру Главы 13 «Государственный контроль и надзор». Как показывает анализ кодекса, проверяемыми субъектами здесь будут не только предприниматели, но и  физические лица, все виды юридических лиц, в том числе государственные органы и иные организации. 

В связи с этим, встает вполне закономерный вопрос зачем были включены в Предпринимательский кодекс РК вопросы проверок государственных органов и организаций, а также физических лиц? Ведь кодекс то Предпринимательский! Логичней было сохранить в действии Закон «О государственном контроле и надзоре» в части проверок этих государственных организаций. 

Есть и чисто законодательные ляпы. К примеру, в Кодекс была включена Глава 9 «Разрешения и уведомления». Спрашивается зачем? Ведь в этой сфере действует Закон «О разрешениях и уведомлениях». Где все подробно расписано. И таких недостатков достаточно много. 

В Коммерческом  кодексе Франции, Германском торгом уложении и Единообразном торговом кодексе США подобные нормы отсутствуют.  

В контексте обсуждаемой темы с учетом лучшей зарубежной практики предлагаем дополнительно включить в содержание и структуру Предпринимательского кодекса главы о коммерческих (арбитражных) судах и коммерческих сделках (договорах). 

В пользу необходимости дальнейшего совершенствования Предпринимательского кодекса свидетельствует зарубежный опыт. Процесс становления современного коммерческого законодательства в таких странах как Франция, Германия и США занял не одно столетие. За это время содержание коммерческих кодексов шлифовалось законодательством и судебной практикой. Поэтому мы полагаем, что и наш Предпринимательский нуждается в существенном улучшении и более тщательной доработке.  

 

Председатель правления О.Пак  

 

 

Исп. Нугманов Т. 

Алибаева А. 

тел. 87053126834 

Добавить комментарий