Письмо в МИР от 11.06.18

Комитет индустриального развития и  промышленной безопасности 

Министерства по инвестициям и развитию 

Республики Казахстан  

 

          

        На исх № 25-3/6-1429 

 

В соответствии  договоренностями достигнутыми на Совете по взрывному делу при Комитете индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК от 31 мая т.г. вносим предложение : 

  1. 1. Дополнитьпункт«Разное» проекта Протокола заседания по взрывному делу при Комитете индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан подпунктами 1)  и 2) следующего содержания (в части протокольной части решения) : 

1) По данному вопросу выступил  Председатель ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» Пак О.А. Он отметил, что на сегодняшний день на рынке средств инициирования и взрывчатых материалов (далее по тексту – ШВМ) сложилась следующая ситуация. 

Как известно, без СИ и патронов боевиков невозможно  осуществления взрывных работ при добыче полезных ископаемых. 

Производителями  и поставщиками СИ  в РК являются: 

АО «Орика Казахстан»; 

ТОО «Искра – Сервис» (используют ТУ АО «Искра»); 

АО «Новосибирский механический завод «Искра»; 

АО «Азот взрыв». 

Кроме АО «Орика Казахстан» и ТОО «Искра – Сервис», все остальные производители являются российскими компаниями, которые поставляют свою продукцию в Республику Казахстан через дистрибьютеров коими являются: 

ТОО «Искра – Сервис» (представительАО «Новосибирский механический завод «Искра»); 

ТОО «НПП Интеррин» (представитель АО «Новосибирский механический завод «Искра»); 

ТОО «Промвзрыв» (представительВКП «Завод им.Свердлова»). 

ТОО «Фирма Взрывтехнология» 

 

Производителями и поставщиками боевиков  являются: 

АО «Орика Казахстан»; 

ТОО «Максам – Казахстан»;  

АО «Промсинтез» 

ВКП «Завод им.Свердлова»;  

АО «Новосибирский механический завод «Искра»;  

ОАО «Новосибирский завод механического волокна»;  

АО НПП «Росперфоратор»;  

ООО «Эксперт ВР»;  

ФКП «Бийскийолеумный завод». 

Дистрибьютерами в Республики Казахстан являются: 

ТОО «Промвзрыв» (представитель АО НПП «Росперфоратор»);  

ТОО «НПП Интеррин» (представитель АО «Новосибирский механический завод «Искра»); 

ТОО «Искра – Сервис» (представитель АО «Новосибирский механический завод «Искра»). 

ОЮЛ КХП объединяет около 50 компаний в химической отрасли, в том числе и предприятия которые производят Взрывные работы.  

КХП аккредитована в МИР РК и НПП Атамекен и выполняет ее функции,  в том числе связанные с поддержкой предприятий отрасли, защита их законных прав и интересов. 

В Союз поступают запросы от участников рынка ВР где говорится о возможных антиконкурентных действиях, картельном сговоре и злоупотребление доминирующим положением, что приводит к  отсутствию возможности приобретение СИ и боевиков компаниями, ведущими ВР . 

Многие предприятия были закрыты, многие вынуждены довольствоваться лишь не большими заказами во избежание конфликта с вышеуказанными предприятиями, которые практически не допускают чужих на рынок ВР. 

 

В обращениях говорится, что при обращениик вышеуказанным производителям напрямую часть запросов казахстанских компаний-поставщиковбыло оставлено без ответа, на другую частьбыли представлены ответы сотказамив реализации продукции необходимой для ведение ВР. 

Обращают на себе внимание на такие вопиющие факты, как в одном ответе на обращение казахстанского поставщика АО «Новосибирский механический завод «Искра» сообщает о том, что реализацией СИ на территории Республики Казахстана осуществляется через его дистрибьютера ТОО «Искра – Сервис», к которой необходимо обратиться, далее после жалобы в уполномоченный государственный орган, тот же АО «Новосибирский механический завод «Искра» сообщает о том, что акционерное общество никакого отношения к ТОО «Искра – Сервис» не имеет. 

Вышеизложенная ситуация  привела к тому, что СИ и ВМ на рынке РК на  30% выше чем в той же РФ в соответствии с анализом цен, проведенным по анализу цен в системе РЕЕСТР, который ведет Надлок, и ценами, полученными от производителей РФ. 

Также на основании данных Реестра был проведен анализ рынка, который показал следующее: 

Так доля в закупках ШВМ у  недропользователей по твердым полезным ископаемым занимают: 

62,66% — ТОО «Промвзрыв» 

33,06% — АО «Русперфоратор» 

4,28% — АО «Орика-Казахстан» 

ТОО «Промвзрыв» и АО «Русперфоратор» являются аффилированными лицами, тем самым их общая доля поставок ШВМ в сфере недропользования в горнорудном секторе составляет 95,72%. 

В свою очередь рынок ШВМ в сфере добычи твердых полезных ископаемых занимает приблизительно 95% от общего рынка ШВМ в Республике Казахстан. 

Доля в закупках СИ недропользователей по твердым полезным ископаемым выглядит следующим образом: 

63,44% — ТОО «Искра – Сервис»  

19,70% — ТОО «Орика – Казахстан» 

9,87% — АО «НМЗ «Искра» 

6,77% — ТОО «Промвзрыв» 

При этом между АО «НМЗ «Искра» и ТОО «Искра – Сревис» имеются договорные отношения по использованию их технологий, что подтверждается представленным АО «НМЗ «Искра» письмом (приложение №1), тем самым их общая доля на рынке СИ составляет 73,31%. 

То есть здесь по мнению Союза и его членов возможен раздел товарного рынка между указанными поставщиками в целях получения сверхприбыли и ограничения конкуренции. 

 

В связи с со сложившейся обстановкой на рынке СИ и ВМ, ОЮЛ КХП и его членами, а также НПП «Атамекен» были направлены обращенияв Министерство национальной экономики Республики Казахстан, для проведения расследования по возможному заключению картельного соглашения между производителями и реализаторамиСИ и ШВМ на территории Республики Казахстан, а также по злоупотреблению доминирующим положением на рынке СИ и ВМ. 

На сегодняшний день, согласно полученного ответа из КРЕМЗК МНЭ РК, уполномоченным органом проводится проверка по факту злоупотребления доминирующим положением на рынке, ввиду участия в нем юридических лиц РФ, данная проверка осуществляется с участием ЕЭК и ФАС РФ. 

На основании вышеизложенного Союз просит учесть все вышеуказанное при планировании работы ваших комитетов и совета по взрывному делу, дать предложение как председатель совета по решению данных вопросов,  а так же отразить данную информацию в протоколе совета по ВД. 

 

По итогам рассмотрения данного вопроса Совет по взрывному делу рекомендует: 

          Комитету индустриального развития и промышленной безопасности: 

в рамках своей компетенции всесторонне рассмотреть данный вопрос, по итогам внести предложение по его решению, включая обращение в уполномоченные органы Республики Казахстан в  соответствии с законодательством Республики Казахстан.  

 

2) По данному вопросу повестки дня выступил Советник Председателя Правления ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» Бектибаев А. Он отметил, что Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 843 утверждены квалификационные требования для осуществления деятельности по разработке, производству, приобретению, реализации, хранению взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением и перечня документов, подтверждающих соответствие им, (далее — Квалификационные требования). 

Для подвида деятельности по разработке взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением допускается наличие производственно-технической базы на праве собственности или ином законном основании. 

Аналогичная ситуация и для подвида деятельности по производству взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением. 

Самое важное, что для подвида деятельности по приобретению взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением для собственных производственных нужд допускается наличие специально оборудованного склада для хранения взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением, находящегося на праве собственности или ином законном основании. 

А для подвида деятельности по приобретению и реализации взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением необходимо и обязательно наличие специально оборудованного склада для хранения взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением только на праве собственности. 

Т.е. для разработки, производства и приобретения взрывчатых веществ для собственных нужд допускается владение производственной базой или специально оборудованным складом на любом законном основании. 

А для приобретения и реализации взрывчатых веществ обязательно владение специально оборудованным складом на праве собственности. (например, приобрели в Новосибирске, продали в Джезказгане, а склад на праве собственности находится в Актау. Товар при этом никогда не хранится на складе, а сразу доставляется покупателю). 

Так же получается,  что в соответствии с квалификационными требованиями   предприятия которые разрабатывают и производят взрывчатые вещества не имеют право их реализовать без наличия склада в собственности которые не задействованы в обороте по реализации. Это прямое ограничение торговли и искусственный барьер для вхождения на рынок. 

Передвижные склады хранения взрывчатых веществ предъявляемые субъектами рынка для получения лицензии приобретения и реализации взрывчатых веществ по непонятным для нас причинам не принимаются, требуют наличие стационарных складов хранения не смотря на то что они не участвуют в обороте взрывчатых веществ при приобретение и реализации в обязательном порядке. 

Данная норма противоречит частям 2 и 4 статьи 14, частям 1 и 3 статьи 39 Конституции РК, частям 5 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РК, частям 2 и 3 статьи 2, частям 1 и 2 статьи 4, части 1 статьи 5 Предпринимательского кодекса РК. 

ЗРК от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK «О гражданской защите» не устанавливает ограничения по обязательному наличию специально оборудованного склада для хранения взрывчатых веществ на праве собственности. 

В соответствии с частью 3 статьи 10 ЗРК «О правовых актах» каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней, т.е. приказы МИР РК не могут противоречить вышеуказанным нормам Конституции РК, кодексам и законам. 

В связи с этим, необходимо обязать принятие передвижных складов хранения взрывчатых веществ и внести соответствующие изменения и (или) дополнения в Квалификационные требования и устранить дискриминационные нормы, нарушающие права и законные интересы юридических лиц и сужающие конкурентную среду. 

 

По итогам рассмотрения данного вопроса Совет по взрывному делу рекомендует: 

          Комитету индустриального развития и промышленной безопасности: 

  1. в целях устранения дискриминационных норм и обеспечения конкурентных начал в рамках своей компетенции проработать вопрос о внесении изменений и дополнений в Квалификационные требования; 
  1. в Квалификационные требования к предприятиям, которые осуществляют деятельность по разработке, производству, приобретению, реализации, хранению взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением, включить требование ко всем подвидам деятельности наличие производственно-технической базы (склада) только на праве собственности, исключив иные законные основания; 
  1. в соответствии с законодательством вынести указанный вопрос на заседание экспертного совета по совершенствованию предпринимательской деятельности и снижению административных барьеров Министерства национальной экономики РК; 

4) принять иные необходимые меры в соответствии с законодательством РК.  

 

  1. Внести вПоложение о Совете по взрывному делу при Комитете индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, следующие изменения и дополнения: 

Пункт 5 раздела 3 изложить в следующей редакции: 

«5. Совет формируется из числа представителей заинтересованных государственных органов, объединений субъектов частного предпринимательства и иных организаций. В целях учета позиции всех заинтересованных субъектов частного предпринимательства в состав Совета  должны входить представители субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства осуществляющих свою деятельность в сфере взрывного дела». 

Обоснование.  В целях учета позиции всех заинтересованных субъектов частного предпринимательства осуществляющих свою деятельность в сфере взрывного дела. 

Дополнить новым пунктом 10 следующего содержания: 

10.Члены Совета: 

1) вправе вносить предложения по формированию Повестки дня Совета и о досрочном созыве заседания Совета; 

2) вправе высказывать особое мнение по вопросам обсуждаемым на заседаниях Совета и по другим актуальным проблемам в сфере взрывного дела; 

3) согласовывают Протокол заседаний Совета, либо отказывают в его согласовании с письменным выражением своей позиции и причин отказа; 

4) вправе вносить предложение о включении в состав Совета дополнительных членов Совета; 

5) осуществляют иные права и обязанности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.   

Обоснование. В целях определения прав и обязанностей членов Совета.  

 

С уважением, 

Председатель Правления                                                            О. Пак 

 Исп. Нугманов Т. тел. 87770055535        

 

Добавить комментарий